Селькупские музыкальные инструменты, лайфхак
Селькупы — один из небольших аборигенных этносов Сибири, проживающий на территории Ямало-Ненецкого автономного округа Тюменской области, в Красноярском крае и в Томской области [ком. 1]. Климатические и природные условия определяли своеобразие кочевого образа жизни селькупов, а основным видом деятельности на протяжении многих лет являлось оленеводство. Однако по результатам исследований томского этнографа Г.И. Пелих известно о владении селькупами искусством земледелия и обработки метала [2].
Музыкальная этнография эпизодически обращалась к творчеству северных народов, в том числе и селькупов. Уже в XIX веке учёные — путешественники и миссионеры писали об угасании «инородческих племён» и отмечали, что в данном процессе угасания коре
нного населения большую роль играла ассимиляция северных народов с пришлым русским населением. Это откладывало отпечаток на быте, образе жизни и культуре народа в целом. При таком интенсивно исчезающем состояние этноса особое значение приобретает исследование их музыкальной культуры и, в частно
сти, фиксация сохранившихся народных музыкальных инструментов.
Музыкальная культура малочисленных народов Севера практически не изучена, поэтому сведений о национальных музыкальных инструментах селькупов, очень мало. Это работыроссийских исследователей A.M. Айзенштадта, И.А. Богданова, Т.Ю. Дорожковой, Ю.И. Шейкина, О.Э. Добжанской а так же финских ученых А. Вяйзянена и Я. Ниеми. По сохранившимся обрывочным материалам в периодс XVIIIпо XX в. на территории расселения селькупов, можно судить о достаточно широком наборе селькупских музыкальных инструментов.
Музыкальные инструменты северных народов часто изготавливались из природного материала — хорошо высушенного дерева, волоса, травы, жил, кости, листьев. Изготовление инструментов не требует особого мастерства и не занимает много времени.На музыкальных инструментах играли в обычной обстановке и во время религиозных церемоний, где они выполняли функцию шаманской атрибутики, хотя само умение играть на музыкальном инструменте воспринималось, как дар, посланным сверху, и способность вступать в связь с духами, что было характерно только избранникам духов. По сохранившимся сведениям известно, что инструмент, изготовленный самим исполнителем, имел волшебную силу [3, с. 499].
В числе селькупских музыкальных инструментов наиболее часто встречаются разновидности идиофонический варган, из аэрофонов — природные тростники. Наиболее интересны щипковые варианты хордофонов, искусно изготовленные в виде лодки и птицы. По мнению специалистов по этноорганологии, наличие струнных инструментов, говорит о некогда развитой музыкальной культуре народа [2, с. 123]. К сожалению, на сегодняшний день вышеперечисленные музыкальные орудия практически не встречаются в повседневной культуре селькупов и их можно найти в немногочисленных музеях и описаниях.
Следует отметить, что в силу специфики исторического развития было неизбежное заимствование культурных традиций соседних племен: хантов, ненцев, северных и западных эвенков и тесно контактирующих с селькупами кетов. Это во многом определяет сходство их культур и музыкальных инструментов.
В данной статье сделана попытка обобщить известные сведения о селькупских музыкальных инструментах.
В основу систематизации, которые приведены ниже в виде таблиц, были положены основные принципы структурной классификации Э. Хорнбостеля и К. Закса [4].
Данные таблицы пополняется новыми названиями инструментов, что позволяет говорить о широком наборе селькупских музыкальных инструментов.
Комментарии:
1.По переписи 2002 года их насчитывается не многим более 4249 человек (из них на территории Тюменской обл. проживают —1857 человек в Ямало-Ненецком АО — 1797 человек, в Томской области — 1787 человек, в Красноярском крае — 412 человек).
2.«Народы, занимающие северные окраины Сибири и ведущие большей части кочевую жизнь» [1. c. 3].
3.Инструменты, отмеченные знаком * (звездочка), вводятся в научный оборот впервые.
Источник: http://ddr5.ru