Обновлено: доспех и оружие манси в xvi
На основе археологических данных, сведений летописей и устных источников можно представить себе воина манси той или иной социальной группы.Основой вооружения манси до конца XVII века был лук , который изготовлялся с учетом климатических особенностей. Лук, бытовавший в XVII – XVII вв., происходит от позднемонгольского. Он цельнодеревянный с центральной веслообразной костяной накладкой. Делали его в основном из березы и сосны (реже ели, черемухи, березы), причем выбиралось дерево, выросшее на обращенных к югу опушке леса или склоне оврага. Изредка встречались костяные луки. Тетива из крапивы или кудели была на 25 – 30 см. короче лука, на ее концах делались ушки.Относительно стрел в источниках существуют разночтения, а археологические данные крайне скудны. Известно лишь то, что их древки изготовлялись из специально подготовленных чурочек. На расстоянии примерно 5 см. от наконечника древко обклеивали тонкими полосками бересты. Длина древка стрелы колебалась в пределах 60 – 70 см. На оперение шли только маховые перья орла и ястреба, в северных поселках – старого филина: на одной стреле были перья с одного крыла и одинаковой твердости. Известно, что князья и отыры собирали с подданных своеобразный «перьевой» налог.Эллипсообразные щитки из металла или кости предохраняли запястье левой руки от травм тетивой. Впрочем, в результате постоянных упражнений с луком кожа воина грубела, и он мог обходиться без защитного устройства, стрельба без которого была более точной. Наконечники стрел отличались крайним разнообразием из-за различия их функционального назначения.Колчаны были двух типов: закрытые и с карманом, причем в первом случае стрелы носили наконечниками вниз, а во втором – вверх. Делали их из бересты. В XVI – XVII вв. были распространены колчаны фигурно-вычурной формы с боковым вырезом – сказывалось усилившееся отатаривание обских угров. Колчаны носили справа на портупейном ремне, который продевался в костяную скобу, но нельзя исключить и заплечный способ ношения.К рассматриваемому периоду мечи и сабли уже отошли в прошлое. Своеобразный ренессанс сабли произошел к концу XVII века в связи с активной русской колонизацией. Так как боевые действия проходили в условиях тайги, то длинноклинковое оружие имели только князья и значительная часть отыров, которым приходилось штурмовать и защищать городища. Поскольку в это время было проще проколоть доспех, нежели разрубить, предпочтение здесь отдавалось палашам . По мнению А.И. Соловьева , особенность палашей определяется тем, что окончание прута (петли) примыкает к рукояти всегда со стороны лезвия. Это правило соблюдалось и в том случае, если навершие изготовлялось отдельно. Палаши и сабли носили на поясе отдельно в наклонном положении. Причем интересно наличие привозных экземпляров: в частности, в 1968 году на Приполярном Урале была найдена средневековая сабля работы армянского мастера Хачатура (XII – XIII вв.) В XVII веке зафиксированы польские сабли-корабелы , в том числе с надписью на клине«FRINGIA» .
Особенность мансийского оружейного комплекса того времени – отсутствие в нем кинжалов; пользовались только ножами , на берестяные ножны которых наносился крестообразный орнамент, означавший количество сыновей у воина. Интересно, что с момента вхождения мансийских территорий в состав Российского государства ножи наряду с панцырями, пищалями и иными воинскими припасами запрещалось продавать сибирским инородцам.Использовались также различные типы древкового оружия. Основным видом в это время была пальма , которая произошла из соединения несколько укороченных древка охотничьей рогатины и клинка палаша, а также пики , археологически зарегистрированные, но не подтвержденные письменными и графическими источниками. К древковому оружию ближнего боя причисляются и топоры . В лесной полосе Западной Сибири его основным типом возможно считать массивные грубооткованные, клиновидные в сечении топоры с закругленным обухом, симметричным, под прямоугольным или слегка расширенным книзу лезвием. Общая длина лезвия 8 – 14 см., рукояти – 48 -52 см., ширина 3 – 8 см. На основе вышеуказанного типа был создан иной тип плоскообушного топора, отличительной особенностью которого стали клиновидные бойки с треугольным проухом ( длина лезвия 11,2 – 14 см., рукояти – 40 – 51 см., ширина 5,8 – 13 см.).На рубеже XVI – XVII вв. произошла смена ориентации мансийских верхов с протатарской на прорусскую, что повлекло за собой качественные изменения во всех сферах материальной культуры, в том числе и в оружии.Защитные доспехи также отличались крайним разнообразием, прежде всего из-за достаточно четкой социальной градации и благосостояния их владельца. Они в основном разделяются по способу сочленения и облику пластин. Соответственно, выделяются доспехи ламелярные , пришедшие от монголов, когда прямоугольные вытянутые или восьмеркообразные пластины связаны ремнями, причем на некоторых экземплярах была шерстяная прокладка.Чешуйчатые доспехи отличались бронированием внахлест мелких пластин-чешуек с заостренным или закругленным краем, что улучшало их защитные качества. Также использовались кираса из рога оленя , прикрывавшая, как правило, только грудь, и доспехи из рыбьего клея , то есть несколько слоев проклеенной, прочной кожи.Большое распространение с XVI века получили кольчуги , среди которых видное место занимает байдана (от арабского«бадан» ). Ее отличительной чертой были плоские и несколько укрупненные кольца. Она защищала только от рубящих ударов. Винклер различал байдану и полбайдану , более короткую, выше колен. Кольца байданы могли склепываться шипами или гвоздями, такой доспех весил около 6 кг. Бытовал и юшман (иначе «юмшан» , от персидского dj awshan ), распашной на груди с петлями-застежками- «кюрками» панцырь или кольчуга с крупными дисками (упоминается применительно к Руси с 1584 года), весивший 12 – 15 кг. При кольчужном варианте юшмана набор пластин (около 100) вплетался на грудь и спину с небольшим припуском. По названию столь дорогого доспеха мог получить свое имя и вогульский князь Юшман (или Юмшан).Зафиксированы и «ложные доспехи» , когда на одежду нашивались металлические бляшки. Применяли и бригандины – доспехи со скрытым бронированием подквадратными пластинами, при ношении которых на матерчатой основе виднелись только головки заклепок.Наличие щитов у манси не отмечено. Однако в виде группового щита он, подобно североамериканским индейцам, использовали лодки.Основным типом шлема того времени являлся сфероконический с налобной, часто декоративно украшенной накладкой, своеобразными вырезами на лицевой стороне, замкнутыми снизу в полумаску, и наносником (здесь, несомненно, прослеживается сходство со шлемом, потерянным князем Ярославом Всеволдовичем на месте Липецкой битвы). Такой шлем носили в бою, надвинув полумаску на лицо, а в иных случаях его сдвигали на затылок, оставляя лицо открытым. В иконографическом материале мансийских капищ достаточно часто представлены идолы с остро затесанной головой и двумя парами глаз, причем верхняя пара прорезана схематично без зрачков, что подтверждает бытование подобного внебоевого ношения шлема. С XIV века вместо бармицы могли использоваться металлические наушники . Также встречалась личина . Простые воины применяли для защиты головы плетенные из подручных средств (прутьев и т.д.) покрытия. Так, в одном из вогульских преданий говорится о травяной шапке, которая дополняла комплект защитного вооружения. Князья отличались особым «трехрогим» (трехлучевым) шлемом, низ которого напоминал первый из описанных шлемов, а верх выполнялся в виде трехлучевой короны.Необходимо упомянуть и о костюме мансийского мужчины того времени. В него входила матерчатая рубаха (только угры в Западной Сибири знали ткачество), выворотная меховая или замшевая куртка-малица (на нее обычно одевали доспехи), штаны (зимой меховые) и обувь, надеваемая на чулок- «вай» , шуба- «совик» для сильных морозов. Поверх доспеха обязательно полагалось носить богатырский пояс- «энтап» . В районах распространения оленно-нартового транспорта носили длинные сапоги «ерн-вай» ( «ненцкий чулок» ), которые привязывали ремешками к поясу под малицей. Особенностью мансийской малицы ( «мольсянг» ) было наличие на груди и рукавах полос ленточного орнамента с конгруэнтным и многократно повторяемым узором. (C) А. Богданов «Когда лед застынет, мы прийдем» Родина № 8 2000
Источник http://anthropology-ru.livejournal.com
Источник: http://ddr5.ru