Ничем хорошим не закончится – игроки рынка о российском amazon, новое на сайте
Яндекс и «Сбербанк» завершили сделку по созданию маркетплейса, уже получившего название «российского Amazon». Мы решили изучить, с какими сложностями придется столкнуться совместному предприятию двух гигантов, и что думают о перспективах проекта участники рынка.
В конце апреля Яндекс и «Сбербанк» закрыли сделку по созданию совместного предприятия на базе Яндекс.Маркета. В рамках проекта «Сбербанк» выделил Яндексу 30 млрд рублей для развития торговой онлайн-площадки. Общая сумма совместного предприятия на момент создания оценена в 60 млрд рублей.
«Мы хотим построить на базе Яндекс.Маркета российский Amazon», – сообщил журналистам Герман Греф. А генеральный директор нового предприятия Максим Гришаков рассказал, что главной целью работы его команды станет превращение проекта в «одного из крупнейших игроков российского онлайн-ритейла».
«Сбербанк» называет основные направления работы новой компании: создание полноценного маркетплейса с возможностью покупки товаров сразу на площадке и развитие транграничной онлайн-торговли. При этом Яндекс.Маркет продолжит развиваться по существующей модели – как площадка для подбора товаров и сравнения цен. Напомним, что весной этого года в компании отказались от программы «Заказ на Маркете», когда потребители могли купить товары, не переходя на сайт продавца.
Речь о создании совместного проекта впервые зашла летом 2017 года. Ранее «Сбербанк» сообщал о возможном сотрудничестве в таком же формате с китайским AliExpress. Будущий проект называли «российской Alibaba».
В целом точкой отсчета в истории можно считать декабрь 2015 года, когда Владимир Путин поручил правительству содействовать созданию крупных частных компаний в ecommerce-сфере, ориентированных на экспорт российских товаров. Тогда стало известно, что «Сбербанк» разрабатывает проект «национальной экосистемы», образцом которой должна стать китайская Alibaba Group. Позже от идеи сотрудничества с Alibaba отказались.
«Главный секрет бизнеса Amazon в том, что в первую очередь это офлайн-проект с развитой логистикой, огромными складскими центрами по всему миру и десятками тысяч рабочих, – соглашается Андрей Шмидт, генеральный директор экспортной компании «Шмидт и Шмидт». – Очень опасно путать Amazon с неким онлайн-бизнесом. Онлайн в компании – всего лишь небольшая, и я подозреваю, не самая сложная часть. У Яндекса же в офлайне есть только такси, своей логистики нет, складов нет, опыта собственных продаж физическим лицам нет, опыта работы с возвратами нет. Это просто ценовой агрегатор».
Отсутствие развитой логистической инфраструктуры эксперты называют одной из главных проблем будущего проекта.
Модель, по которой работает Amazon, подразумевает агрегацию товаров на 90 складах, расположенных по всей территории Штатов, и быструю, часто на следующее утро, доставку, – рассказывает Денис Егоров, директор по интернет-маркетингу Holodilnik.ru. Этому способствует и довольно равномерное распределение покупателей по территории страны, и отличная логистическая инфраструктура США в целом. Если с проблемой отсутствия исполнительных центров «русский Амазон» еще может бороться путем аренды или постройки собственных, то с отсутствием остальной инфраструктуры сделать ничего нельзя. Доставка в тот же или на следующий день возможна только в Москве, Московской области и частично в Петербурге. Таким образом и без того небольшой рынок ограничивается жителями двух агломераций.
Вторая проблема – небольшой объем российского рынка. «Онлайн-продажи в США за 2017-й год составили 452 млрд долларов против 1 трлн руб (16 млрд долларов) в России», – продолжает Денис Егоров.
«Всему российскому рынку e-commerce пока сложно соперничать с Amazon. Оборот этой компании в 2017 году превысил 170 млрд долларов, в то время как оборот российского рынка электронной торговли за этот период, по разным оценкам, составил от 13 до 16 млрд долларов», – уточняет Михаил Конев, директор службы доставки Boxberry.
Об отличиях российского и американского рынков говорит и Алексей Головченко, управляющий партнер юридической компании «ЭНСО». По его мнению, Amazon хорошо зарабатывает, поскольку имеет самый большой рынок с точки зрения потребления. В Америке самый большой ВВП, самая высокая закредитованность потребителей, самый высокий потребительский спрос. Также возникает вопрос о ценах «российского Amazon». «Себестоимость товаров будет выше, поскольку многое будет закупаться за границей. Соответственно, и цены будут иные. При таком раскладе «русский Amazon» не сможет конкурировать даже с Alibaba», – полагает он.
Еще одна проблема в том, что готовая инфраструктура может усложнить процесс захвата рынка, полагают опрошенные. «Обычно новые маркетплейсы не «изобретают велосипед», а адаптируют историю успеха Amazon под российские реалии, создавая инфраструктуру по проверенным Amazon правилам. Однако новый проект Яндекса и «Сбербанка», возможно, попытается адаптировать имеющиеся сервисы под нужды маркетплейса. Есть риск появления лишнего функционала, который затруднит работу сервиса. На мой взгляд, продукт, созданный с нуля под конкретные требования, работает лучше, чем старое решение, предназначенное для других задач и адаптированное под новый формат», – убежден Сергей Кобызев, технический директор Группы компаний ContentHub.
Тем не менее, Сергей Кобызев считает, что у нового проекта есть серьезные шансы на то, чтобы занять весомую долю рынка, благодаря «наследству» от Маркета: большому объему посетителей и базе продавцов. Кроме того, Яндекс имеет готовую инфраструктуру для работы с каталогом, мерчантами и покупателями.
По мнению спикера, для достижения успеха совместному предприятию Яндекса и «Сбербанка» необходимы три составляющих: адекватная ценовая политика, клиентоориентированный сервис и надежный бренд. «Учитывая, что Яндекс.Маркет имеет свою покупательскую аудиторию, которая доверяет бренду, первый шаг к статусу «российского Amazon» уже сделан, – отмечает он. – В этом смысле новому проекту будет проще набрать популярность у аудитории, чем Goods, который изначально выходил на рынок, будучи новым брендом».
В успех проекта верит и Юлия Сяглова, преподаватель кафедры маркетинга Института отраслевого менеджмента РАНХиГС. По ее словам, трансграничная торговля сегодня является глобальным трендом, игнорировать который нельзя. «Сбербанк» и Яндекс в этом смысле обладают исключительными финансовыми и организационными возможностями, интеграция которых способна сформировать мощное платформенное пространство для осуществления трансграничной торговли. Перспективы проекта в этом смысле можно оценить как крайне благоприятные» – комментирует госпожа Сяглова.
Однако большинство опрошенных нами экспертов настроены не так оптимистично. «Сможет ли Яндекс создать проект, сопоставимый по масштабу с Amazon? Думаю, в следующие десять лет – нет, – говорит Андрей Приображенский, ПромКод.ру. – В ближайшие два-три года это будут попытки достичь вершин на российском рынке, конкурируя с местными и азиатскими площадками».
Маловероятно, что в обозримом будущем какой-либо российский проект сможет приблизиться к показателям Amazon, – считает Михаил Конев, Boxberry. В то же время Яндекс может вполне успешно повторить бизнес-модель Amazon в масштабах России и СНГ: «Это пространство, как и рынки Восточной Европы, сейчас относительно свободно. Электронная коммерция там развивается быстрыми темпами, и у российских игроков есть все шансы побороться за свою долю рынка с западными конкурентами». Успех будет зависеть не столько от суммы инвестиций, сколько от выбранных бизнес-модели и стратегии, а также эффективности команды – полагает эксперт.
Говорить про трансграничную торговлю преждевременно, – уверен Андрей Шмидт. Пока российский онлайн-ритейл находится в кризисе и растет медленнее, чем прямой поток китайских товаров. Российская таможня не справляется даже с потоком посылок с «АлиЭкспресс». Как она будет справляться с отправлениями в ЕС или США — большой вопрос. «Кроме того в РФ и ЕС – совершенно разные нормы технического регулирования и сертификации. То, что вы можете туда что-то продать, еще не значит, что заказ пропустит местная таможня. Поэтому трансграничная торговля, скорее всего, останется где-то в рамках Россия-Беларусь-Казахстан», – резюмирует он.
«Перспективы «российского Амазона» довольно туманны, – размышляет Денис Егоров, Holodilnik.ru. – Первым на тропу построения похожей бизнес-модели в нашей стране встал Ozon еще в начале этого десятилетия. Однако пресловутая точка безубыточности, о скором достижении которой говорил топ-менеджмент компании с середины 2000-х, до сих пор так и не пройдена».
Также Денис Егоров отмечает, что в данный момент «российский Amazon» пытается создать маркетплейс goods.ru, пока не публиковавший своих финансовых результатов. Поэтому совместный проект Яндекса и «Сбербанка» – третья попытка его одновременного построения на и без того небольшом российском рынке.
«Мы с интересом наблюдали за попытками Яндекс.Маркета перенести на свою площадку часть функционала интернет-магазинов. Как практик с опытом работы в интернет-торговле более 10 лет, я уверен, что ничем хорошим совместный проект Яндекс и «Сбербанка» не закончится, – комментирует директор по маркетингу онлайн-гипермаркета «КотоФото» Сергей Устинов.
По его мнению, сильная сторона Яндекса – данные. Но интернет-магазины работают, в первую очередь, не с данными, а с клиентами. Эта работа подразумевает огромный комплекс сопутствующих проблем с логистикой, особенно «последней мили», с обратной связью, с человеческим фактором и с миллионом других проблем, с которыми Яндексу ещё предстоит познакомиться.
«Русский Amazon», на мой взгляд, можно создать только одним способом: переименовав Америку в Россию, – говорит Сергей Устинов. – Другие идеи обречены, ведь Amazon формировался на совершенно другой планете и в другое время, если сравнивать с ecommerce-рынком России сейчас».
Алёна Яркова | RETAILER.ru
Источник: http://ddr5.ru